Все о съезде

Икона Дня

Календарь

Меню сайта

Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Категория
Новости епархии [77]
Новости благочиния [139]
Поздравления [3]
Анонс событий [0]

Поиск

Мы Вконтатке

...

· RSS 16.05.2024, 08:57

Главная » 2012 » Декабрь » 10 » Любимый пастырь якутян
07:26
Любимый пастырь якутян
В Троице-Сергиеву Лавру, где должна была начаться международная конференция «Миссия Русской Православной Церкви в Сибири и Америке», мы приехали затемно.

Зимнее солнце, казалось, и не думало просыпаться. Его не мог разбудить даже оживленный вороний грай. Но между храмами Лавры уже сновали люди: где по одному, а где целыми группами… Паломники всегда встают затемно, чтобы первыми оказаться у мощей тех, к кому они ехали нередко за тридевять земель.

Наверное, по-иному и быть не могло. Именно здесь в Троице-Сергиевой Лавре, в Успенском соборе которого покоятся мощи святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, апостола Сибири и Америки, и должны были собраться люди, чтобы в 215-ый год его рождения и в год 380-летия Православия в Якутии, вспомнить, с чего, собственно, начиналось оно на Дальнем Востоке вообще, и в нашей республике, в частности. И замечательно, что после года поистине титанической работы, которую вели организаторы конференции – Департамент по делам народов РС(Я), Якутская и Ленская епархия, Московская духовная академия, СВФУ им.М.Аммосова – она в итоге оказалась не только научным диалогом.

Ведь для многих из тех, кто приехал сюда впервые – а среди участников были гости из США, Якутии, Алтая, Москвы, Киева, Благовещенска, Санкт-Петербурга, – Лавра стала местом, где многие вещи, важные лично для тебя, уяснились не теоретически, а эмоционально.

Бродя по брусчатым аллеям монастыря, заложенного еще в 14 веке преподобным Сергием Радонежским (здесь хранятся его мощи) и пережившего и набеги татарских ханов, и притязания польско-литовского воинства, и разрушительные декреты советской власти, ты яснее понимал: насколько все-таки крепка в России православная вера…

Впрочем, вернемся к конференции.

Не мечом и не огнем

…Ее открыл ректор Московской духовной академии, в стенах которой она и проходила, епископ Верейский Евгений. После положенных в таких случаях приветствий – от руководства республики его озвучил первый заместитель постоянного представителя РС(Я) в Москве Юрий Заболев, а от председателя Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, митрополита Волоколамского Илариона – сотрудник отдела, священник Михаил Асмус – перешли к главной теме. Хотя очень скоро стало ясно: для того, чтобы сказать о святителе Иннокентии (Вениаминове) ВСЕ, одного дня определенно мало.

Апостол Америки и Сибири, неутомимый миссионер, за плечами у которого тысячи километров по Камчатке, Якутии, Приамурью и Северной Америке. А еще – лингвист, географ, ботаник и метеоролог. А помимо этого, как сказали бы сейчас, «крепкий хозяйственник», – оставил после себя не только десятки церквей и часовен, но и школ, в которых могли учиться дети коренных народов Дальнего Востока и Крайнего Севера…

При этом многие из выступавших говорили даже не столько о самом святителе, а о том, КАК приживалось Православие на Севере. И о том, ПОЧЕМУ оно там прижилось.

– В 17 веке к России присоединили огромную территорию, на которой издавна жили местные народы: скотоводы, охотники и т.д. Их нельзя было удержать силой – одним лишь оружием. Нужно было нечто другое и этим другим стала духовная основа, – заметил директор Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им.Ярославского Егор Шишигин. А начальник отдела СВФУ им М.Аммосова Инна Юрганова аргументировала это так:

– Присоединение Якутии к России с одной стороны укрепляло империю, а с другой давало возможность местным народам приобщиться к великой культуре. Потому что приход православия заложил основы просвещения и образования. С ним связано появление первой школы, первой газеты. В итоге, уже ко второй половине 19 века действовала целая сеть средних и начальных церковных учебных заведений…

Первые священники шли с русскими первопроходцами. Пастыри зачастую были и учителями, и врачами, и библиотекарями. А храм местом, где можно было узнать все новости. Сначала священников было очень мало. Но в 1855 году святитель Иннокентий разрешил принимать на учебу местных детей и это способствовало распространению православной веры среди местного населения. В итоге появились целые династии якутских священников...

Старший научный сотрудник Национального художественного музея РС(Я) Ефросиния Ноговицина перечислила с добрый десяток фамилий, чьи предки когда-то носили духовный сан – Поповы, Винокуровы, Протопоповы…

– Нам уже удалось составить родословные нескольких семей, где сложились священнические династии, – рассказывала она. – Начиная с середины 19 века по всей Якутии стали строить храмы и население просило определить в свою церковь определенного священника – у людей к тому времени уже сложилось представление о том, каким он должен быть. И образцом оставался святитель Иннокентий. В 19 веке люди ставили ему памятники везде, где он служил…

А поясняя, кем тогда были священники для простого населения, она напомнила известное высказывание Бисмарка: «Войну выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники».

О «чикахлюке», «аскугилоке» и «кдане»

Когда заведующая отделом научно-богословской литературы Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви Жанна Григорьева перевела с алеутского то, что вынесено в этот подзаголовок, выяснилось совсем не то, что многим подумалось!

Оказалось, что «асгукидак», которую святитель Иннокентий определял в своих записках как «мышь с хвостом», есть не что иное, как мышь-полевка. Под «кданом – свинкой другого рода» скрывалась вообще-то белокрылая морская свинья. Ну, а «аламак», которого он описывал так: «полосатик с пером и усами» – это на самом деле горбатый кит. Только по-алеутски.

– Вроде бы всем известные животные. Но это их алеутские названия. Святитель Иннокентий внимательно относился не просто к алеутскому языку, но и к его диалектам и старинным словам, -рассказывала она. - Поскольку североамериканские народы до его приезда на Алеутские острова письменности не имели, то через два-три поколения некоторые слова забывались и заменялись другими. Потому что не было фиксации их в письменных памятниках. В итоге менялось даже название, например, моря и неба. То есть прадеды называли их иньюдак и куюдак, а правнуки уже алягук и иник… Священник Иоанн Вениаминов начал фиксировать слова, которые были в употреблении в его время. И когда уже сейчас наши специалисты переводили названия зверей и птиц, то отмечали, что иные записанные свт. Иннокентием слова ни в одном известном им диалекте больше не встречаются. То есть святитель Иннокентий слово записал, но поскольку не дал перевода, его значение было утрачено…

Все эти любопытные вещи выяснились, когда Жанна Павловна и ее коллеги год назад приступили к проекту, о широкомасштабности которого они поначалу даже и не догадывались, – к подготовке 7-томника юбилейного собрания сочинений и писем святителя Иннокентия Московского. Это – совместный проект Издательства Московской Патриархии и Якутской и Ленской епархии. В редакционную коллегию вошли епископ Роман (Лукин), директор музея Е. Шишигин, историк И. Юрганова, советник епископа А. Мигалкин и др. Большую помощь изданию книги оказал президент Якутии Е.Борисов, а также представители деловых кругов республики, профинансировавшие проект.

В результате в собрание вошло не только то, что уже публиковалось при его жизни и после смерти, но и совершенно неизвестные данные из архивов, включая Центральный архив ФСБ России о репрессированных потомках святителя и ранее не публиковавшиеся материалы из Отдела рукописей Библиотеки Конгресса США. Первые три тома были презентованы участникам конференции.

– Когда мы начали работу, то обнаружили, что без помощи извне реализовать проект не сможем. Вениаминов был настолько широкой фигурой, что его интересы охватывали самые разные сферы. В итоге нам потребовались геологи, картографы, геологи, лингвисты, биологи, ботаники и т. д. Тексты старые, начала 19 века, и если мы не дадим читателю понятного комментария, то это будет непростительно…

Как сказала Ж. Григорьева, она просто ошеломлена личностью святителя. «Уже сейчас понятно, что семи томов не хватит, чтобы включить туда все, что написал святитель Иннокентий. Если появится дополнительное финансирование и сроки, то мы готовы работу продолжить».

От шкалы Реомюра до часовен

…О святителе Иннокентии рассказывали ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Благовещенска, Алтая… И вся эта разнообразная информация, подобно пазлам, выкладывала общий фон той ситуации, в которой на Дальнем Востоке и Крайнем Севере на протяжении веков жили и служили Отечеству и Богу лучшие сыны России, многие из которых носили священный сан.

– Почти 8 лет святитель Иннокентий вел непрерывные метеоисследования на Камчатке, используя шкалу Реомюра, и оставил после себя большой метеорологический труд. Он измерял высоту снежного покрова, атмосферное давление, наблюдал за Полярным сиянием… И это настоящий научный подвиг, – считает ведущий научный сотрудник МГУ Михаил Локощенко.

А старший научный сотрудник Института российской истории РАН (Москва) Елена Белякова напомнила, что именно благодаря ему в Якутии разрешили строить часовни, с которыми в России боролись начиная с 17 века. «Он добился разрешения для Камчатской епархии не только строить их, но и отправлять там религиозные таинства, что было очень важно на севере. В результате только в Вилюйском округе в скором времени появилось сразу 25 часовен…»

Своеобразное резюме всему сказанному в интервью нашей газете подвел президент Академии наук РС(Я) Игорь Колодезников:: «С приходом Православия народ Якутии действительно приобрел необычайно много. Ведь образование и наука Якутии – оттуда. А лично для меня участие в этой конференции было особенно важно еще и потому, что мой дед был священником. Строил церкви в Верхоянске и Амгинском улусе…

– Подобного у нас еще не было! – так ответил ректор Московской духовной академии епископ Верейский Евгений на мой вопрос, часто ли в ее стенах проводятся конференции по инициативе регионов. Между тем, там была еще развернута и выставка известного якутского художника Афанасия Осипова, который часто бывал в Лавре на этюдах.

– Конференций в академии проводится много. Здесь проходили выездные мероприятия Министерства образования РФ, Государственной Думы России. А вот что касается региональных форумов, то этот опыт для нас первый. И очень интересный. Я думаю, что Якутия показала хороший пример многим, перенеся свою региональную конференцию к нам…

…Приехав затемно, мы и покидали Лавру затемно. Она провожала нас слабым отсветом золотых куполов своих храмов и совершенным покоем, из которого, казалось, был соткан даже воздух.

Она проводила нас, но не отпустила. Как не отпускала тысячи людей, которые на протяжении веков стремились и стремятся сюда, чтобы, поклонившись святыням, найти, возможно, единственно верный ответ на свой самый трудный вопрос…

Елена ВОРОБЬЕВА.

По материалам сайта Парламентской газеты "Ил Тумэн"

Категория: Новости епархии | Просмотров: 484 | Добавил: Media
Все права защищены ©Нерюнгринское благочиние Якутской и Ленской епархии 2024